Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире таможенные процедуры играют важную роль в регулировании перемещения товаров через границу государства. Таможенные процедуры представляют собой официальные процессы, установленные правительством страны, направленные на контроль и учет товаров, пересекающих государственную границу. Они охватывают широкий спектр операций, начиная с регистрации товаров при их ввозе или вывозе, и заканчивая их окончательным таможенным оформлением.
Таможенные процедуры могут быть разделены на несколько основных категорий в зависимости от их целей и специфики применения. Эти категории включают в себя экспортные, импортные, транзитные процедуры, процедуры на таможенном складе и различные режимы таможенной очистки.
В процессе ведения внешнеэкономической деятельности критически важно учитывать и анализировать правовую основу, которая лежит в фундаменте всех административно-правовых режимов. В этом контексте основополагающим понятием является правовой режим, который представляет собой базу для любой деятельности, регламентируемой законом.
Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, регулирующих требования и условия использования или распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза (ТС) или за ее пределами. Для осуществления таможенного регулирования в отношении товаров установлены следующие виды таможенных процедур:
1. Выпуск для внутреннего потребления.
2. Экспорт.
3. Таможенный транзит.
4. Таможенный склад.
5. Переработка на таможенной территории.
6. Переработка вне таможенной территории.
7. Переработка для внутреннего потребления.
8. Временный ввоз (допуск).
9. Временный вывоз.
10. Реимпорт.
11. Реэкспорт.
12. Беспошлинная торговля.
13. Уничтожение.
14. Отказ в пользу государства.
15. Свободная таможенная зона.
16. Свободный склад.
17. Специальная таможенная процедура.
Лицо, перемещающее товары через таможенную границу, выбирает конкретную таможенную процедуру. Оно также вправе изменить выбранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом ТС. День помещения товаров под таможенную процедуру считается днем выпуска товара таможенным органом. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур осуществляется таможенными органами государства-члена ТС, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой. Декларант несет ответственность за нарушение условий и требований таможенной процедуры.
Авторы И.И. Матузов и А.В. Малько в своей аналитической работе определяют правовой режим как уникальный порядок правового управления, который складывается из различных юридических инструментов и способствует созданию определенного социального порядка, благоприятного или неблагоприятного для реализации интересов правовых субъектов. Это система условий и методов, которая определяет, как право должно функционировать, и служит функциональной характеристикой права
Д. Н. Бахрах, в свою очередь, видит в правовом режиме набор правил, закрепленных в юридических документах, которые регулируют определенный вид деятельности. Специализированное правовое регулирование может быть связано с определенными объектами деятельности (такими как наркотики, транспортные средства, культурные ценности и другие), временем и местом осуществления деятельности, ее спецификой, и часто – комбинацией этих факторов. Понятие правового режима аналогично понятию правового статуса, который определяет права и обязанности субъекта, связывая их с конкретными лицами, тогда как правовой режим описывает деятельность и связывает с ней права и обязанности ее участников.
Правовой режим формирует комплекс общественных отношений определенного типа деятельности, укрепленный юридическими нормами и подкрепленный совокупностью юридических и организационных инструментов. Он задается через двойственные параметры: во-первых, через особую значимость общественных отношений, их цели и задачи; во-вторых, через применение специальных принципов, форм и методов, которые находят отражение в системе прав и обязанностей участников. Понятие правового режима включает в себя ключевые значения этого термина, в том числе указание на определенную степень строгости юридического регулирования, наличие определенных ограничений и привилегий, допустимый уровень активности субъектов и пределы их правовой независимости.
1.2 Виды таможенных процедур
Выпуск для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории ТС без ограничений по их пользованию и распоряжению.
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления характеризуется тем, что товары, после их официального выпуска, могут использоваться или распоряжаться без ограничений, включая временные. Таким образом, товары становятся свободно обращаемыми на таможенной территории ТС. Для помещения товаров под эту процедуру необходимо удовлетворение следующих требований: уплата ввозных таможенных пошлин и налогов при отсутствии тарифных преференций, соблюдение установленных запретов и ограничений, а также предоставление необходимых документов, подтверждающих соблюдение ограничений в рамках специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Важной особенностью является то, что начало и завершение данной процедуры совпадают с моментом выпуска товаров.
Экспорт представляет собой процедуру, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории и предназначены для постоянного нахождения вне её границ. Товары, подлежащие экспорту, могут быть ранее помещены под процедуры временного вывоза или переработки вне территории без их реального предъявления таможенным органам. К условиям экспорта относятся: уплата вывозных таможенных пошлин в отсутствие льгот, соблюдение различных ограничений, предоставление сертификата о происхождении товара. Товары, вывозимые в рамках экспорта, теряют статус товаров ТС и декларант обязан уплатить вывозные пошлины при регистрации таможенной декларации.
Таможенный транзит — это процесс перевозки товаров под таможенным контролем по территории ТС, включая транзит через территорию государства, не входящего в ТС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин и налогов, при соблюдении необходимых ограничений. Транзитная декларация регистрируется таможенным органом отправления, который также выпускает товары. Таможенный орган назначения завершает таможенные операции по транзиту. Допуск товаров под таможенную процедуру транзита возможен при условии, что ввоз и вывоз товаров не запрещены, и при наличии всех необходимых документов для перевозки товаров через таможенную границу.
Таможенный склад определяется как процедура, позволяющая хранить иностранные товары на специализированном складе без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без использования нетарифных регулирований в течение определенного периода времени под контролем таможни. Такая процедура допускает размещение различных иностранных товаров, кроме тех, которые имеют ограниченный срок годности или срок реализации меньше 180 дней на момент их декларации, а также товаров из определенного списка, установленного решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 375. К таким товарам относятся, например, рога и шкуры некоторых видов оленей, наркотические и психотропные вещества, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, боеприпасы, вооружение и военная техника.
Товары, уже находившиеся под другими таможенными процедурами, могут быть перемещены под процедуру таможенного склада, и их можно хранить на таком складе в течение шести месяцев, если они помещены под процедуру экспорта. В случае закрытия склада, товары должны быть перемещены на другой таможенный склад или помещены под другую таможенную процедуру в течение 60 дней после закрытия. При невыполнении этих действий в указанный срок, товары будут задержаны таможенными органами.
Таможенные склады могут быть как открытого, так и закрытого типа, в зависимости от их доступности для хранения товаров. Требования к расположению, обустройству и оборудованию таможенных складов, а также порядок их функционирования устанавливаются законодательством государств-членов ТС. Таможенные органы обязаны вести реестры владельцев таможенных складов и регулярно публиковать их, включая использование информационных технологий.
Срок хранения товаров на таможенном складе ограничен тремя годами. При окончании этого срока товары должны быть либо перемещены под другую таможенную процедуру, либо задержаны таможней. Владельцы товаров или их представители могут проводить обычные операции с товарами, необходимые для их сохранности, в пределах таможенного склада, при условии, что эти действия не изменяют состояние товаров.
Кроме того, с товарами на таможенном складе могут проводиться простые сборочные операции, подготовка к продаже и транспортировке, включая сортировку, упаковку и переупаковку, при условии получения разрешения от таможенного органа. Все операции должны сохранять первоначальные характеристики товаров, чтобы не изменять их классификационный код.
Переработка на таможенной территории — представляет собой процедуру, при которой иностранные товары используются для операций переработки на территории ТС, с условием полного освобождения от ввозных пошлин и налогов и последующим вывозом продуктов переработки. Товары, помещенные под эту процедуру, сохраняют статус иностранных товаров, а полученные в результате переработки товары также признаются иностранными. Переработка включает изменение свойств товаров, их ремонт, сборку или использование как сырья. Срок переработки не может превышать трех лет, за исключением особых случаев, утвержденных решением Комиссии ТС.